Частное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Учебный
центр «Дружина»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
подготовки должностных лиц и специалистов
гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций

Учебная
программа подготовки должностных лиц и специалистов
гражданской обороны и единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Частном образовательном учреждении дополнительного
профессионального образования «Учебный центр «Дружина».
1.
Пояснительная
записка.
Программа подготовки должностных лиц и
специалистов гражданской обороны и единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Программа) в ЧОУ ДПО «Учебный центр «Дружина» является одним из
составляющих элементов единой системы подготовки населения Саратовской области в вопросах гражданской обороны и
защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Программа регламентирует подготовку должностных лиц и специалистов
администраций органов исполнительной власти Саратовской
области,
органов местного самоуправления и организаций, на которых возложены обязанности
по вопросам гражданской обороны (далее -ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее ЧС). Целью подготовки
данных групп населения по этой программе является совершенствование знаний и
умений по организации выполнения мероприятий ГО и защиты от ЧС, а также
выработка у них готовности и способности использовать полученные знания в
интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей и территорий от
опасностей мирного и военного времени. В целях совершенствования качества
повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в Программу
заложен принцип модульнокомпетентностного подхода к обучению. Предлагаемые
модули разработаны с учетом базовой подготовки обучаемых и получения
необходимого уровня знаний и умений, требуемых для выполнения ими должностных
обязанностей после обучения в области гражданской обороны и защиты от ЧС. При
этом темы первого модуля обучаемыми выбираются лично в зависимости от уровня
своей исходной подготовки и рекомендаций преподавателя, закрепленного за группой, которые
вырабатываются на основе входного тестирования. Материал выбранных тем первого
модуля осваивается обучаемыми с использованием электронных материалов, разрабатываемых
в образовательной организации, и путем получения консультаций у преподавателя во время
самостоятельной подготовки.
Основными
задачами курса подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по данной Программе
являются:
а) систематизация сведений по основным
возможным опасностям, характерным для Саратовской
области
(муниципального образования, организации);
б) овладение знаниями, умениями и навыками по
предупреждению ЧС, ликвидации и минимизации влияния на население опасностей,
присущих характерным для данного региона ЧС, а также возникающим в ходе военных
действий или вследствие этих действий;
в) осознание обучаемыми важности своей
деятельности, а также необходимости объединения всех сил и средств ГО и РСЧС
для более эффективного выполнения задач по защите населения, материальных и
культурных ценностей;
г) формирование личной и профессиональной
культуры безопасности, воспитание готовности взять на себя ответственность за
своевременное принятие адекватных решений и претворение их в жизнь в целях
обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей
мирного и военного времени.
Обучение организуется в соответствии с требованиями федеральных
законов «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений
Правительства Российской Федерации от 4 сентября
Учебные группы для
повышения квалификации комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по
своим функциональным обязанностям категорий обучаемых с учетом уровня их подготовки.
Количество слушателей в группе не должно превышать 25 человек. Для проведения
занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу
делить на подгруппы численностью 12-13 человек. При проведении занятий в форме
деловых игр допускается деление группы на подгруппы, численность которых
определяется штатной структурой создаваемых для проведения деловой игры органов
управления ГО и РСЧС и замыслом используемой формы обучения. Продолжительность
ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 учебных часов (по 45
минут). Кроме того, ежедневно (кроме предвыходных и предпраздничных дней)
предусматривается 3 часа на самостоятельную работу слушателей. Часы
самоподготовки используются для изучения выбранных тем первого модуля, работы с
приборами, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов. В целях
сокращения материальных затрат и времени на проезд обучаемых, которые подлежат
обучению в образовательной организации, разрешается проводить их обучение методом сбора с выездом
преподавателей в другие города и районы Саратовской области, а также с использованием дистанционных образовательных
технологий и электронного обучения. На всех занятиях с использованием
имитационных средств и радиоактивных источников руководитель занятия несет
персональную ответственность за соблюдение мер безопасности. В целях усиления
практической направленности обучения темы №7 М2, №5 МЗ, №4 М4 и №2 М5 Программы
рекомендуется отрабатывать на материальной базе объектов. Объекты определяются
решением руководителей органа исполнительной власти (председателей комиссий по
чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности) Саратовской области (муниципальных образований). Обучение слушателей завершается
сдачей зачета. Форма проведения зачета и его содержание разрабатываются
преподавателями образовательной организации и утверждается директором образовательной организации. Прием зачетов проводится комиссией, назначаемой директором образовательной организации. В состав комиссии могут привлекаться
сотрудники (работники) органов специально уполномоченных на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны.
2.Требования
к уровню освоения курса обучения исходя из требований к уровню знаний и умений, необходимых для
выполнения обязанностей по ГО и защите от ЧС.
Обучающиеся по данной программе разделены на 6 групп (главы местных
администраций и руководители организаций, должностные лица и специалисты
органов управления ГО и РСЧС, должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС,
работники эвакуационных органов, работники комиссий по повышению устойчивости
функционирования, работники, осуществляющие обучение различных групп населения
в области ГО и защиты от ЧС).
В результате прохождения курса повышения квалификации:
а) главы местных администраций и руководители организаций должны:
знать:
- требования нормативных правовых документов по организации и
проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС,
обеспечению безопасности людей на водных объектах; структуру и задачи ГО,
подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание, методику разработки и
планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС,
обеспечению безопасности людей на водных объектах; состав, задачи, возможности
и порядок применения сил ГО и РСЧС Саратовской
области (муниципального образования, организации), а
также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
уметь: анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в
области ГО и защиты от ЧС в соответствии с занимаемой должностью; принимать
решения, ставить задачи и координировать деятельность органов управления и сил
ГО и РСЧС при возникновении ЧС;
быть ознакомлены с:
- организацией взаимодействия с частями и
подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;
- реализацией государственных и
территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение
ущерба от них, защиту населения; организацией проведения
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также обобщения и
распространения передового опыта в области ГО, защиты от ЧС природного и
техногенного характера, безопасности людей на водных объектах.
б) должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС должны:
знать:
- требования нормативных правовых документов по
организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и
ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;
- структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС
соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования
мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению
безопасности людей на водных объектах;
- состав, задачи, возможности и порядок
применения сил ГО и РСЧС Саратовской области (муниципального
образования, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной
готовности; экологическую, природную и техногенную обстановку на территории Саратовской области (муниципального образования, организации);
- порядок создания запасов (резервов)
финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
- организацию взаимодействия между органами
управления и силами ГО и РСЧС; организацию проведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации ЧС мирного и военного
времени;
- порядок действий при различных степенях
готовности ГО и режимах функционирования РСЧС; организацию обучения населения в
области ГО и защиты от ЧС;
- организацию, формы и методы пропаганды
знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения;
уметь:
- разрабатывать планирующие документы в области ГО и защиты от ЧС;
- анализировать, оценивать обстановку и
готовить предложения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с занимаемой
должностью;
- организовывать деятельность
подведомственных структурных подразделений органов управления и сил ГО и РСЧС
при возникновении ЧС;
- организовывать проведение АСДНР,
осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении работ;
организовывать и обеспечивать выполнение мер пожарной безопасности;
- организовывать и контролировать
деятельность по безопасной эксплуатации опасных производственных систем и
объектов;
- организовывать и проводить подготовку
подчиненных органов управления, должностных лиц, сил ГО и РСЧС, а также
обучения населения в области ГО и защиты от ЧС;
- организовывать
обобщение и распространение передового опыта по предупреждению ЧС и защите
населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных действиях;
- осуществлять меры по выполнению заданий
мобилизационного плана в области ГО;
быть ознакомлены с:
- принципами построения и функционирования
систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
- организацией взаимодействия с частями и
подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;
- реализацией государственных и
территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение
ущерба от них, защиту населения; организацией проведения
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области ГО и защиты
от ЧС.
в) должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС должны:
знать:
- требования нормативных
правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по
предупреждению и ликвидации ЧС; структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС
соответствующего уровня и роль сил ГО и РСЧС в решении задач; состав, задачи,
возможности и порядок применения подведомственных сил ГО и РСЧС Краснодарского
края (муниципального образования, организации);
- порядок действий сил при различных
степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
- виды ЧС, причины их возникновения,
основные характеристики, возможные последствия, способы защиты населения от их
воздействия и место сил ГО и РСЧС при их применении;
- порядок взаимодействия с органами
управления ;
- ЧС природного и техногенного характера,
которые наиболее вероятны на территории Саратовской
области
(муниципального образования), возможности подчиненных сил по их предотвращению
и ликвидации последствий;
- порядок проведения специальной обработки,
дозиметрического и химического контроля; - способы оказания первой
помощи; порядок применения сил ГО и РСЧС в ходе проведения АСДНР при ликвидации
ЧС;
уметь:
- поддерживать в
постоянной готовности подчиненные силы ГО и РСЧС; анализировать, оценивать
обстановку и принимать решения в области ГО и защиты от ЧС в объеме занимаемой
должности;
- осуществлять организацию проведения АСДНР,
управление подчиненными силами при выполнении работ; организовывать и
обеспечивать выполнение мер безопасности личным составом и окружающими при
проведении АСДНР; осуществлять проведение мероприятий по предоставлению
населению убежищ, средств индивидуальной защиты, эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводить подготовку
подчиненных сил ГО и РСЧС к выполнению задач по их предназначению;
быть ознакомлены с:
принципами построения и функционированием систем управления, связи и
оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы; передовым опытом в области
ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах.
г) работники эвакуационных органов должны:
знать:
- требования нормативных
правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по
предупреждению и ликвидации ЧС;
- опасности мирного и военного времени и их
основные поражающие факторы;
- порядок действий при различных степенях
готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
- порядок и организацию проведения
эвакуации;
- порядок применения, организацию хранения и
поддержания в готовности к выдаче населению индивидуальных средств защиты;
- порядок организации создания,
использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических,
продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО
(предупреждения и ликвидации ЧС);
- порядок поддержания в готовности защитных
сооружений;
- особенности эвакуации культурных и
материальных ценностей;
уметь:
- анализировать,
оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в объеме
занимаемой должности по вопросам эвакуации;
- разрабатывать планирующие и
сопровождающие документы в области организации и проведения эвакуации;
- разрабатывать и осуществлять мероприятия
по повышению эффективности проведения эвакуационных мероприятий;
- использовать медицинские средства защиты
для оказания помощи пострадавшим; вести учет имущества, находящегося в
распоряжении защитного сооружения;
быть ознакомлены с:
- принципами построения
и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой
дежурно-диспетчерской службы;
- организацией взаимодействия с частями и
подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований, а также эвакоорганами других территорий, привлекаемых для решения
задач ГО и защиты населения от ЧС.
д)
работники комиссий по повышению устойчивости функционирования должны:
знать:
- требования нормативных правовых документов
по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и
ликвидации ЧС, в том числе на радиоактивно загрязненных территориях;
- опасности мирного и военного времени и их
основные поражающие факторы; порядок действий при различных степенях готовности
ГО и режимах функционирования РСЧС; - основные принципы и
способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при ЧС мирного и военного времени;
- методы и способы повышения устойчивости
функционирования объектов экономики, в том числе на радиоактивно загрязненных
территориях; методики оценки устойчивости функционирования объекта экономики
при угрозах и опасностях различного характера;
уметь: анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и
принимать решения в объеме занимаемой должности по вопросам повышения
устойчивости работы экономики и жизнеобеспечения;
- разрабатывать планирующие документы в
области повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
- обеспечивать выполнение мероприятий по
устойчивому функционированию объектов экономики в военное время и при ЧС;
- давать прогнозы по устойчивости
функционирования объекта экономики;
быть ознакомлены с:
- принципами построения
и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой
дежурно-диспетчерской службы;
- передовыми технологиями в области
производства, способствующими повышению устойчивости функционирования объекта
экономики.
е) работники, осуществляющие обучение различных групп населения в
области ГО и
защиты от ЧС должны:
знать:
- требования нормативных
правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по
предупреждению и ликвидации ЧС;
- структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС
соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования
мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- состав, задачи, возможности и порядок
применения сил ГО и РСЧС Саратовской области (муниципального
образования, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной
готовности;
- виды ЧС, причины их возникновения,
основные характеристики, возможные последствия , влияние негативных факторов,
способы защиты от ЧС;
- характерные особенности экологической и
техногенной обстановки на территории Саратовской
области
(муниципального образования, организации), наиболее вероятные для этой
местности ЧС природного и техногенного характера;
- порядок создания запасов (резервов)
финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
- организацию и порядок взаимодействия
между органами управления и силами ГО и РСЧС;
- организацию и порядок проведения аварийно-спасательных
и других неотложных работ при ликвидации ЧС мирного и военного времени;
- порядок проведения специальной обработки,
дозиметрического и химического контроля; способы оказания первой помощи;
- организацию и порядок обучения населения
в области ГО и защиты от ЧС;
- организацию, формы и методы пропаганды
знаний в области ГО и защиты от ЧС среди населения;
уметь: организовывать и проводить подготовку различных категорий
населения в области ГО и защиты от ЧС;
быть ознакомлены с:
- принципами построения и функционирования
систем управления, связи и оповещения; -
- реализацией государственных и
территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение
ущерба от них, защиту населения;
- организацией проведения
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также обобщения и
распространения передового опыта в области ГО, защиты от ЧС природного и
техногенного характера, безопасности людей на водных объектах.
3. Учебно-тематический план.
Цель обучения: получение слушателями
знаний, умений и навыков по организации и выполнению мероприятий по защите
населения от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного характера и военных действиях.
Категории обучаемых:
1.Главы
местных администраций и руководители организаций.
2.Должностные
лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС.
3.Должностные
лица и специалисты сил ГО и РСЧС.
4.Работники эвакуационных органов.
5.Работники
комиссий по повышению устойчивости функционирования.
6.Работники,
осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС.
Продолжительность обучения: 18-72 учебных часа.
Форма обучения: с отрывом от работы.
Режим занятий: 3-12 дней по 6-8 учебных часов.
Модули обучения и их структура
I. Элективный модуль
1. Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС (материал
тем
модуля изучается слушателями самостоятельно с возможностью получения
консультации
у преподавателя. Рекомендуется к изучению должностным лицам и
специалистам ГО и
РСЧС, впервые проходящим подготовку в образовательных организациях).
II. Модули, обязательные для изучения:
1.Планирование мероприятий гражданской обороны
и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2.Организация
предупреждения чрезвычайных ситуаций и повышения устойчивости функционирования
объектов экономики.
3.Способы защиты населения, материальных,
культурных ценностей и организация их выполнения.
4.Организация
выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.
Организация и осуществление подготовки населения в области гражданской обороны
и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Наименование
модулей и включенных в них тем |
Категория
обучаемых и количество часов на отработку тем модуля |
||||||||||||||||||||||||||||||
Главы местных администраций
и руководители организаций |
Должностные лица и
специали- сты органов управления ГО и РСЧС |
Должностные лица и специалисты
сил ГО и РСЧС. |
Работники
эвакуа- ционных органов |
Работники комис- сий по
повыше- нию устойчивости функционирова- ния |
Работники, осу- ществляющие
обучение различ- ных групп населе- ния в области ГО и защиты от ЧС. |
||||||||||||||||||||||||||
Кол-во
учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
||||||||||||||||||||||||||
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
||
Входное тестирование |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
I. |
Основы защиты населения и территорий в области
ГО и защиты от ЧС. |
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
1. |
Опасности,
возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, а
также при ЧС, характерных для
Краснодарского края, и возможное воздействие их негативных и поражающих
факторов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Основные принципы и способы
защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при ЧС, ведении военных действий и вследствие этих действий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Требования федерального
законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и
территорий от Ч С и обеспечения
безопасности людей на водных объектах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Организационные
основы ГО и защиты населения и территорий от ЧС на территории РФ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Полномочия органов
государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления,
обязанности организаций и граждан в области защиты населения и территорий от
ЧС и Г О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС и уровни
реагирования, их введение и установление,
а также мероприятия,
выполняемые по ним |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Действия
должностных лиц ГО и РСЧС при введении различных режимов функционирования
органов управления и сил ГО и РСЧС, установлении соответствующих уровней
реагирования, а также получении сигнала о начале проведения мероприятий ГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II |
Планирование мероприятий ГО и защиты населения и
территорий от ЧС |
8 |
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
1 |
Изменения и дополнения, внесенные за
5 лет в федеральные законодательные и подзаконные
акты по вопросам ГО, защиты населения
и территорий от ЧС, обеспечения
безопасности людей на водных
объектах и их влияние на
организацию и выполнение этих мероприятий в Краснодарском крае (муниципальном образовании,
организации) |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Требования региональных и муниципальных нормативных правовых актов
и нормативных актов организаций по планированию мероприятий ГО и защиты
населения и территорий от ЧС |
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
3 |
Организация работы органа
управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов
повседневной деятельности органов
управления, сил ГО и РСЧС |
|
|
|
|
|
3 |
|
3 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 |
3 |
|
|
4 |
Планирование
мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана ГО и защиты населения |
1 |
|
|
1 |
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Планирование мероприятий защиты
населения и территорий от ЧС. Содержание
и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС |
1 |
|
|
1 |
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Участие органов управления, сил ГО и РСЧС в организации и выполнении
мероприятий по борьбе с терроризмом и ликвидации
последствий дорожно-транспортных происшествий |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
Наименование модулей и включенных в них тем |
Категория обучаемых и количество часов на
отработку тем модуля |
|||||||||||||||||||||||||||||
Главы местных администраций и
руководители организаций |
Должностные лица и специалисты
органов управления ГО и РСЧС |
Должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС. |
Работники эвакуационных органов |
Работники комиссий по повышению устойчивости
функционирова- ния |
Работники, осуществляющие обучение различных групп
населения в области ГО и
защиты от ЧС. |
||||||||||||||||||||||||||
Кол-во
учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
Кол-во учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
||||||||||||||||||||||||||
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
||
7 |
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов)
материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных
средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС) |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
III |
Организация предупреждения ЧС
и повышения устойчивости функционирования объектов экономики |
7 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
1 |
Потенциально опасные объекты, расположенные на
территории Краснодарского края, и возможные опасности при нарушении их
функционирования. Организация лицензирования, декларирования и страхования
потенциально опасных объектов |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
1 |
3 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению |
1 |
|
1 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
О б щ и е п он я т и я о б эвакуации населения. Факторы, влияющие на
способы эвакуации при ЧС и в военное время. Мероприятия
и способы повышения эффективности проведения эвакуации населения |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
4 |
Общие понятия об устойчивости функционирования
объектов экономики и жизнеобеспечения. Факторы, влияющие на устойчивость
функционирования при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения
устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
4 |
4 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
5 |
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики
и жизнеобеспечения населения |
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
2 |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от
ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на
эти цели |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
7 |
Мероприятия, планируемые для повышения устойчивости функционирования
объектов экономики и жизнеобес- печения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных
территориях, и организация их выполнения |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
IV |
Способы защиты населения, материальных, культурных
ценностей и организация их выполнения |
4 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
1 |
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и
по защите населения, материальных и культурных ценностей, а так же территорий
от опасностей, возникающих при ведении
военных действий ,
вследствие этих действий, а также при ЧС |
1 |
1 |
|
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Организация
управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
3 |
Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты
населения и работников организаций |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
4 |
Организация
инженерной защиты населения и
работников организаций |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
5 |
Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем
эвакуации |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
8 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
6 |
Организация медицинской профилактики радиационных
поражений, и оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
7 |
Деятельность должностных лиц Г О и РС Ч С по организации и осуществлению
надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
V |
Организация выполнения мероприятий по
ликвидации ЧС |
8 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
■•
№ |
Наименование модулей и включенных в них тем |
Категория обучаемых и количество часов на
отработку тем модуля |
|||||||||||||||||||||||||||||
Главы местных администраций и
руководители организаций |
Должностные лица и специалисты
органов управления ГО и РСЧС |
Должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС. |
Работники эвакуационных органов |
Работники комиссий по повышению устойчивости
функционирования |
Работники, осуществляющие обучение различных групп
населения в области ГО и
защиты от ЧС. |
||||||||||||||||||||||||||
Кол-во
учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
Кол-во
учебных часов |
||||||||||||||||||||||||||
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Пркт.занятия |
Самост.под-ка |
||
1 |
Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению
пожарной безопасности |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и
сил ГО и РСЧС в готовность |
2 |
|
|
2 |
|
5 |
|
2 |
3 |
|
3 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 |
3 |
|
|
3 |
Применение
новых технологий при проведении АСДНР |
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
4 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
2 |
2 |
|
|
4 |
Порядок создания спасательных служб и НАСФ и их применение при организации и
проведении АСДНР |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
6 |
2 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Действия руководителей НАСФ и руководителей
спасательных служб по организации и проведению АСДНР и
выполнению задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Организация всестороннего обеспечения сил Г О и
РСЧС и взаимодействия между ними в
ходе выполнения АСДНР |
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
6 |
2 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
7 |
Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
2 |
3 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
VI |
О р г а н и з а ц и я и
осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС |
6 |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
1 |
Деятельность должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области
ГО и защиты от ЧС |
2 |
2 |
|
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от
ЧС, а также подготовки
спасательных служб и НАСФ |
2 |
|
2 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 |
3 |
|
|
3 |
Организация
и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС |
|
|
|
|
|
3 |
|
3 |
|
- |
10 |
2 |
4 |
4 |
|
5 |
2 |
3 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
6 |
2 |
4 |
|
|
4 |
Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты
от ЧС |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
5 |
Деятельность должностных лиц и работников ГО и РСЧС по созданию и использованию
технических средств информирования в
местах массового пребывания людей |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
6 |
Особенности обучения в области ГО и защиты от ЧС и
психологической работы с населением , проживающим на радиоактивно
загрязненных территориях |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
7 |
Особенности деятельности
должностных лиц ГО и РСЧС по организации
обучения неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС и участию в
обучении подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 |
3 |
|
|
|
Зачёт |
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Всего часов занятий под руководством
преподавателя |
36 |
|
|
|
|
72 |
|
|
|
|
72 |
|
|
|
|
36 |
|
|
|
|
36 |
|
|
|
|
72 |
|
|
|
|
*
4. Содержание модулей обучения и тем занятий.
Модуль № 1: Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 1. Опасности, возникающие при ведении военных
действий или вследствие этих действий, а
также при ЧС, характерных
для Саратовской области, и возможное воздействие их негативных и поражающих факторов.
Опасности
военного характера и присущие им особенности. Средства поражения, воздействие их поражающих факторов на людей. ЧС природного
характера, характерные для данной территории региона, их возможные последствия
и основные поражающие факторы. ЧС техногенного
характера, характерные для данной территории региона, их возможные последствия
и основные поражающие факторы.
Тема 2. Основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных
ценностей от опасностей, возникающих
при ЧС, ведении военных
действий и вследствие этих
действий.
Мероприятия
защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий, а также при ЧС. Организация их выполнения.
Инженерная защита. Классификация защитных сооружений (ЗС). Убежища,
противорадиационные укрытия, простейшие укрытия, их устройство и внутреннее
оборудование. Организация эвакуации населения.
Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС природного и
техногенного характера. Классификация средств
индивидуальной защиты, организация хранения и поддержания в готовности к выдаче
населению. Использование медицинских средств защиты
производственного персонала и населения в ЧС. Основы организации АСДНР. Основные принципы и
обеспечивающие мероприятия реализации способов защиты и основы их выполнения.
Тема 3. Требования федерального законодательства и подзаконных
актов в области ГО, защиты населения и
территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Основные
нормативные правовые документы в этой области, их основное содержание. Задачи и мероприятия в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС,
обеспечения безопасности людей на водных
объектах, отраженные в федеральных законах «О гражданской обороне» и «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера».
Тема 4. Организационные основы ГО и защиты населения и территорий
от ЧС на
территории РФ.
Организационные основы защиты населения, материальных и культурных ценностей от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а
также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Структура
и основные функции ГО и РСЧС.
Тема 5. Полномочия органов
государственной власти Саратовской области, органов местного самоуправления, обязанности организаций и граждан в области защиты населения
и территорий от ЧС и гражданской обороны.
Полномочия, функции и обязанности органов государственной власти Саратовской области, органов местного самоуправления, обязанности организаций и
граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны,
определенные федеральными законами «О гражданской
обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными
правовыми актами. Ответственность за
невыполнение.
Тема 6. Режимы функционирования
органов управления и сил РСЧС и уровни
реагирования, их введение
и установление, а также
мероприятия, выполняемые
по
ним.
Режимы
функционирования органов управления и сил РСЧС. Порядок их введения.
Установление уровней реагирования сил и средств РСЧС. Мероприятия, проводимые
при
различных режимах функционирования РСЧС. Их сущность и организация выполнения.
Тема 7. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при введении различных
режимов функционирования органов управления и сил ГО и РСЧС, установлении соответствующих
уровней реагирования, а
также получении сигнала о начале проведения мероприятий ГО.
Обязанности и действия председателя и членов комиссий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее -
КЧС
и ПБ) при различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия председателя и членов комиссии по эвакуации населения в
различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия председателя и членов комиссии по устойчивости
функционирования отраслей экономики (организаций) и жизнеобеспечения населения
(работников организаций) в различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия сотрудников органа управления ГО и РСЧС при получении
сигналов на проведение мероприятий ГО и введение различных режимов
функционирования РСЧС. Обязанности и действия руководителей нештатных
аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при получении сигналов
о проведении мероприятий ГО и введении различных
режимов функционирования РСЧС.
Модуль
№ 2: Планирование мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
Тема 1. Изменения и
дополнения, внесенные за 5 лет в федеральные законодательные и подзаконные акты по
вопросам ГО, защиты
населения и территорий от ЧС, обеспечения безопасности людей на
водных объектах и их влияние на организацию и выполнение этих мероприятий в Саратовской области (муниципальном образовании, организации).
Изменения
и дополнения, внесенные за последние 5 лет в федеральные и краевые законы, в подзаконные акты, а также муниципальные нормативные правовые акты
в области ГО, защиты населения и территорий
от ЧС и безопасности людей на водных объектах. Их сущность и направления
деятельности обучаемых по их реализации. Изменения и дополнения,
происшедшие в организационных основах защиты населения, материальных и культурных
ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и
техногенного характера за последние 5 лет.
Влияние изменений и дополнений на организацию и выполнение мероприятий ГО и
защиты населения от ЧС. Порядок их применения на практике.
Тема 2. Требования краевых и муниципальных нормативных правовых
актов и нормативных актов организаций по планированию мероприятий ГО и защиты
населения и территорий от ЧС.
Требования краевых и муниципальных нормативных правовых актов и нормативных
актов организаций по планированию мероприятий ГО и защиты населения и
территорий от ЧС и направления деятельности по их выполнению. Организационные основы планирования мероприятий ГО и защиты
населения и территорий от ЧС. Участие должностных
лиц и специалистов ГО и РСЧС в отработке планирующих документов.
Тема 3. Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и
отчетных документов повседневной деятельности органов управления, сил ГО и РСЧС.
Основные
нормативные правовые документы, определяющие порядок работы органов управления
ГО и РСЧС. Задачи и основные функции органов управления ГО и РСЧС.
Планирующие и отчетные документы, разрабатываемые органами управления ГО и РСЧС,
их содержание и предъявляемые к ним требования. Практическая разработка документов соответствующего уровня.
Тема 4. Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана ГО и защиты населения.
Назначение Плана гражданской обороны и защиты населения. Требования, предъявляемые к его разработке, исходные данные для планирования
мероприятий ГО и этапы разработки плана, порядок утверждения. Перечень документов, прилагаемых к Плану ГО и защиты населения, их
корректировка, хранение и порядок работы с ними.
Тема 5. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от
ЧС. Содержание и
разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Требования к планированию мероприятий по защите населения и территорий от
ЧС.
Структура и содержание основных планирующих документов.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС, порядок его разработки,
согласования и доведения до исполнителей. Изучение и обсуждение одного из
вариантов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
(на примере одной из существующих организаций).
Тема 6. Участие органов управления, сил Г